Версия для слабовидящих

МДОУ детский сад № 5 «Золушка»

Апробация занятия на тему: «Служебные собаки»

18 апреля 2016 года в МДОУ – детском саду № 5 «Золушка» г. о. Серпухов в подготовительной к школе группе было проведено занятие на тему «Служебные собаки». Непрерывная образовательная деятельность (далее НОД) проводилась в подгруппе детей в количестве 10 человек. Занятие проводили воспитатель первой квалификационной категории Галина Николаевна Маркина, стаж работы 4 года, и воспитатель первой квалификационной категории Татьяна Николаевна Авилова, стаж работы 4 года.

Перед проведением НОД имела место следующая предварительная работа: 1) отгадывание загадок про животных; 2) рассматривание иллюстраций с изображением различных пород собак; 3) разучивание стихотворений о собаках «Пограничник» С. А. Васильевой и «Ветеринар» Е. А. Нефедовой; 4) просмотр мультфильма «Кошка, которая гуляет сама по себе» (по рассказу Р. Киплинга).

Подготовка к занятию включала следующие аспекты: составление мультимедийной презентации «Служебные собаки», подготовка видеофрагмента мультфильма «Кошка, которая гуляет сама по себе (по рассказу Р. Киплинга) с сюжетом о приручении дикой собаки и раздаточных материалов – листы бумаги с изображением силуэтов собак служебных пород.

Содержание конспекта НОД на тему «Служебные собаки» соответствует возрасту и психологическим особенностям детей. Длительность занятия составила 34 минуты.

Тема занятия соответствует его содержанию, а программные задачи – конспекту. Конспект детально продуман и написан в логичной и доступной форме. Сама организация мероприятия и сочетание методических приемов предусматривает динамичное переключение детей с одного вида деятельности на другой – беседа о служебных собаках, просмотр презентации и видеофрагмента, дидактическая игра «Служебные собаки», самостоятельная деятельность детей, – что способствует снижению общей утомляемости и сохранению познавательной активности.

В вводной части занятия педагог Маркина Г. Н. предложила детям ознакомится с письмом от Шарика из Простоквашино, который просит помощи в доказательстве того, что собаки полезны и нужны человеку. Тем самым была создана проблемная ситуация, требующая дальнейшего решения в формате «мозгового штурма». Дети с радостью согласились помочь Шарику и высказали несколько предположений о том, каким образом собаки могут помогать человеку. Прозвучали следующие предположения: собака сторожит дом от воров, идет с человеком на охоту, помогает ловить преступников и т.п. Идеи воспитанников получили подкрепление от слов воспитателя о том, что человек приручил собаку давным-давно, и что она есть верный друг и помощник человека. Далее в ходе беседы, после просмотра видеофрагмента мультфильма «Кошка, которая гуляет сама по себе», который очень понравился детям, педагог обобщил полученные знания и подвел детей к идее о том, что в настоящее время существует особое направление по подготовке собак для выполнения разных ответственных заданий, которое называется «служебное собаководство». Новая информация заинтересовала воспитанников, а процесс демонстрации слайдов о служебных собаках, их работе и содержании, вызвал массу положительных эмоций. На слайды с изображением знакомых для детей пород собак, таких как колли, доберман и лабрадор, дети реагировали сильнее, активно рассказывали о том, где они видели таких собак и как их зовут. Из пород служебных собак, ранее детям незнакомых, таких как эрдельтерьер, а также разных пород овчарок (средне-азиатская, восточно-европейская, южно-русская, бельгийская) дети проявили интерес только к немецкой овчарке, и реакция в целом была сдержаннее.

Рассказ воспитателя о профессии «кинолог» оказался увлекательным, дети внимательно слушали о том, как за собаками ухаживают, как их разводят и дрессируют. Информацию о том, что собак можно условно разделить на группы по способу применения – на розыскных, караульных, сторожевых, пастушьих и т.п. – дети усвоили плохо, но в ответ на проблемный вопрос «Как служебные собаки помогают человеку?» перечислили все возможные виды помощи.

Следующий этап НОД включал в себя дидактическую игру «Служебные собаки», целью которой было поймать мяч и по названию породы определить, служебная она или декоративная. Данный момент предусматривал стимулирование физической активности дошкольников с целью не допустить психической переутомляемости. Практически все с правились с заданием, затруднения вызвали только неизвестные для детей названия декоративных пород, таких как французский бульдог, шарпей и малая львиная собака.

Далее последовало предложение воспитателя Авиловой Т.Н. побыть художниками-анималистами и самостоятельно выбрать заранее заготовленный лист с изображением силуэта служебной собаки. Дети активно приступили к решению задачи, но не сразу определились с выбором понравившегося листа, выбирали долго. На вопросы педагога о том, силуэт какой собаки изображен на листе («Что это за порода?»), воспитанники сразу узнали овчарку, но затруднились с названием лабрадора, лайки и добермана-пинчера. С большим удовольствием дети придумывали своим собакам клички, а потом долго любовались получившейся «выставкой», и с радостью согласились написать ответное письмо Шарику о пользе служебных собак.

К положительным моментам подготовки и проведения занятия, а также действий воспитателей, можно отнести следующие. Во-первых, конспект занятия был разработан подробно и логично, и не потребовал корректировки по ходу проведения НОД, воспитатели полностью придерживались конспекта. Педагогам удалось представить большой объем информации, а за счет постоянной смены деятельности суметь избежать переутомляемости у детей.

Все поставленные задачи были решены, представления детей о служебных собаках и профессии кинолога значительно расширились. У детей появился интерес к уходу за собаками. Просмотр видеофрагмента позволил с самого начала занятия правильно замотивировать детей, а письмо от Шарика можно признать удачной находкой в формулировании конкретной проблемной ситуации. Воспитатель удерживал внимание детей на протяжении всего занятия за счет использования ИКТ. Значительных недостатков отмечено не было.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что все они проявили высокую познавательную активность, эмоционально реагировали на новую информацию и смену видов деятельности, успешно применяли уже сформированные знания и умения. Отмеченные затруднения не носили системного характера и наблюдались только при запоминании детьми незнакомых названий пород служебных собак, что объяснимо большим объемом новой информации. Занятие длилось 34 минуты (на 4 минуты больше запланированного времени), что обуславливается заинтересованностью детей в самостоятельной деятельности, их серьезной вовлеченностью в процесс разукрашивание ими выбранных заготовок.

В заключение анализа, проведенного НОД, в целом можно отметить, что занятие построено логично, соответствует требования СанПиН и ФГОС ДО, все этапы взаимосвязаны, подчинены заданной теме и задачам, а все поставленные задачи успешно реализованы. В целом, высокая продуманность построения занятия позволили воспитателям провести его с легкостью, затруднения вызвало лишь использование ноутбука вместо экрана (вынужденная необходимость, т.к. группа находилась на карантине). Методы контроля в виде стимулирования интонацией и использования похвалы следует признать эффективным. Все дети показали себя любознательными и организованными, успешно усвоили новые знания и навыки.


Информация

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Главный интернет портал регионов России Официальный интернет-портал правовой информации
Яндекс.Метрика
© 2011-2018
МДОУ детский сад № 5 «Золушка»
Адрес: 142214, Московская область, г. Серпухов, ул. Весенняя, д. 96-а

Телефон:8(4967)75-30-98
Карта сайта